Международный Социально-экологический Союз
Международный Социально-экологический Союз Правовое образование населения и
право граждан на благоприятную окружающую среду
 

Горячие кампании

Природа дороже нефти
Сахалин - "Зелёная
  волна"

За Катунь без плотин
За создание агентства
   по ООПТ

Спасти Дунайский
   заповедник

Экологизация Лесного
   кодекса

Экоправо-периодика

Журнал "ЭкоПраво"
Право-Природе
Экология и права
   человека

Другие периодические
   издания МСоЭС

Орхусская конвенция в Казахстане

Алматинский призыв к действию
Призыв Европейского ЭКО-Форума и других
общественных организаций региона ЕЭК ООН и ВЕКЦА

Мы, 75 неправительственных организаций и представителей гражданского общества стран Европы, Кавказа и Центральной Азии собрались 22-23 мая 2005 г. накануне 2-ой Встречи Сторон Орхусской Конвенции и пришли к согласию о позициях и приоритетных действиях для эффективной реализации положений Орхуской Конвенции на будущее.

Мы признаем, что процесс осуществления Орхусской конвенции и сопутствующих инициатив играет существенную роль в защите окружающей среды и экологических прав человека, охране здоровья, мира и благополучия нынешнего и будущих поколений.

Мы призываем правительства, присутствующие в Алматы, подтвердить их обязательство обеспечить лидирующую роль Конвенции в построении экологической демократии. В частности, мы призываем правительства прийти к соглашению в Алматы по следующим вопросам:
1. Повышение качества национальной отчетности и реализации
2. Доступ к правосудию
3. Включение решений по ГМО в сферу действия Конвенции
4. Принятие Руководящих принципов по участию общественности в международных форумах
5. Усиление работы Комитета по соблюдению
6. Участие общественности в принятии стратегических решений
7. Наращивание потенциала
8. Протокол о РВПЗ
9. Будущее процесса

1. Повышение качества национальной отчетности и реализации

Мы приветствуем первые национальные отчеты об осуществлении Конвенции. Механизм отчетности является важным элементом практического осуществления Конвенции.
Вместе с тем, многое можно сделать для улучшения отчетности Сторон. Многие национальные отчеты не дают реальной картины осуществления Орхусской Конвенции в регионе ЕЭК ООН. Это привело к подготовке некоторыми неправительственными организациями альтернативных отчетов, которые заслуживают серьезного внимания Сторон.
Мы приветствуем страны, которые привлекали общественность к подготовке национальных отчетов. Вместе с тем, участие представителей гражданского общества может быть более эффективным, для этого необходимо учитывать надлежащим образом комментарии, полученные при подготовке отчетов.
Мы призываем Стороны улучшить формат отчетности. Система отчетности выиграет при использовании унифицированных индикаторов. Такие индикаторы уже используются в некоторых региональных и глобальных инициативах.
Сильные и слабые аспекты, выявленные в процессе отчетности, следует принять во внимание для обеспечения эффективного осуществления Конвенции.
2. Доступ к правосудию

Более трех с половиной лет после вступления в силу Орхусской Конвенции и семи лет после подписания, Конвенция и соответствующие национальные законодательства не всегда соблюдаются.
Информация иногда предоставляется, участие общественности иногда поощряется, и другие права иногда выполняются. Но в тех странах или ситуациях, где права и экологическая демократия не соблюдаются, у граждан мало возможностей что-либо предпринять, если они не имеют доступа к правосудию.
К сожалению, в этих странах граждан и НПО ограничивают в возможности найти правосудие в судах или других инстанциях. В таких ситуациях основы Орхусской Конвенции выглядят как два столпа и сломанная колода.
Мы уже отмечали в Кишиневской Декларации НПО (1999) и на Первой Встрече Сторон по поводу статьи 9 Конвенции: «Без эффективного доступа к правосудию Конвенция становится бессмысленным документом». Мы призывали к действию в наших Декларациях в Кишиневе (1999), Дубровнике (2000) и Лукке (2002). Однако представляется, что Стороны нас не слушали. К сожалению, мы видим очень маленький прогресс в решении проблем доступа к правосудию. Мы отмечаем, что Экспертная группа по доступу к правосудию документально зафиксировала степень ограничений в доступе, однако она не имеет мандата для решения этой проблемы. Мы считаем, что Экспертная группа должна продолжать работу, и ее мандат должен быть расширен до Рабочей группы.

Мы призываем Стороны обратить внимание - как в целом в регионе, так и в собственных странах, - на необходимость удаления существующих препятствий на пути к правосудию вместо того, чтобы их только изучать.

Кроме того, мы отдельно призываем оказать финансовую поддержку гражданам для реализации Конвенции и экологического законодательства, в том числе учитывая обязательства стран-доноров обеспечить финансирование юридических консультаций, создание центров поддержки граждан при обращении в суд в тех странах, где граждане и их организации встречают серьезные препятствия при обращении в суд.

Если же Стороны не желают осуществлять эти действия, мы предлагаем им не делать вид, что третий столп Конвенции в действительности существует.

3. Включение решений по ГМО в сферу действия Конвенции

Внесение ГМО в окружающую среду является потенциальным риском для здоровья, окружающей среды и основ существования жизни на Земле. Последствия их распространения могут быть необратимыми и поэтому жизненно важно, чтобы общественность имела доступ к информации, участию в принятии решений и правосудию по вопросам, связанным с ГМО.

Учитывая тот факт, что в науке до сих пор нет единого мнения о безопасности ГМО, и принимая во внимание Принцип 15 Декларации Рио, мы призываем все Стороны Орхусской Конвенции действовать в отношении ГМО на основе принципа предосторожности. Мы обеспокоены распространением ГМО и его бесконтрольным внедрением в Пан-Европейском регионе, особенно в регионе ВЕКЦА. Мы считаем, что назрела необходимость создания четких положений о доступе к информации, участии общественности и доступе к правосудию по всем решениям, связанным с ГМО.

Действующие положения Орхусской Конвенции не предусматривают обязательного участия общественности в решениях по ГМО. Вместе с тем, Первая Встреча Сторон постановила найти юридически обязательное решение сложившейся ситуации.

Несмотря на то, что 2,5 года назад решение было принято Сторонами Конвенции и государствами, подписавшими ее, единогласно, переговоры по этому вопросу продвигаются с большим трудом. Мы разочарованы позицией Европейского Союза в этом процессе. В то время, когда ЕС имеет одну из наиболее разработанных систем биобезопасности в мире, он существенно препятствует предоставлению общественности права на реальное участие и доступ к правосудию в рамках Конвенции.

Мы призываем государства-члены ЕС занять ведущую позицию в мире по созданию совершенных систем биобезопасности с учетом компонента участия общественности и прекратить лоббирование слабых систем биобезопасности вне ЕС. ЕС должен признавать и учитывать интересы стран ВЕКЦА и согласиться на внедрение прогрессивных и доступных положений о доступе к информации, участии общественности и доступе к правосудию по вопросам, связанным с ГМО.

Мы снова призываем все Стороны поддержать прогрессивную поправку к Орхусской Конвенции по участию общественности по ГМО, которая определяет, какие решения по вопросам, связанным с ГМО, должны регулироваться Конвенцией. Мы не должны допустить, чтобы Алматинская Встреча Сторон стала событием, где экологическая демократия была бы принесена в жертву сторонникам ГМО. Мы считаем, что это означало бы измену принципам Орхуской Конвенции и нанесло бы урон авторитету Конвенции и государств-участников.

4. Принятие Руководящих принципов по участию общественности в международных форумах

Поскольку решения, важные для окружающей среды, принимаются на международном уровне, то усиление участия общественности в международных форумах является очень важным. Это касается не только международных инстанций, которые занимаются вопросами окружающей среды, но и других, таких как ВТО и финансовые структуры.

Поэтому очень важно, что Орхусская Конвенция обязывает Стороны продвигать принципы Конвенции для их применения на международных форумах (статья 3.7). Мы рады, что на Первой Встрече Сторон в Лукке было принято решение помочь в этом Сторонам Конвенции.

Необходимо отметить, что переговоры о Руководящих принципах были сложными, наблюдается тенденция невыполнения Сторонами своих обещаний.

Руководящие принципы должны быть ясными и конкретными для обеспечения участия общественности в международных форумах.

Они должны содержать предложения по всем трем основополагающим принципам Конвенции. Необходимо включить механизмы, которые дают возможность общественности обжаловать нарушения или невыполнение правил и процедур (в отношении доступа к информации и участия общественности, а также неспособности международных форумов обеспечить реализацию своих решений в сфере окружающей среды).

Мы удивлены, что некоторые Стороны выступают за формирование Орхусских Руководящих принципов совместно с другими конвенциями и форумами. Мы выступаем против, поскольку эти принципы адресованы Сторонам Орхусской Конвенции, которые одновременно являются членами других международных конвенций. Мы ожидаем, что они будут проявлять такую же настойчивость в утверждении принципов открытости и демократии и в других процессах.

Мы настаиваем на том, что Руководящие принципы по участию общественности в международных форумах должны быть приняты на этой Встрече, чтобы на следующей уже можно было оценить их эффективность и необходимость улучшения. Перенос этого решения на следующую Встречу Сторон будет означать сопротивление выполнению юридически обязательных требований Орхусской Конвенции и нанесет урон авторитету Сторон.

5. Усиление работы Комитета по соблюдению

Мы приветствуем работу Комитета, проведенную между первой и второй Встречами Сторон. Мы призываем утвердить проект решения по обзору соблюдения.

В случае серьезного несоблюдения Стороной Конвенции Встречи Сторон не должны рассматривать никаких предложений по оказанию ей финансовой поддержки до восстановления основных прав граждан. Мы призываем Стороны усилить поддержку Комитета по соблюдению.

6. Участие общественности в принятии стратегических решений, законов и правил

С принятием Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции Эспоо был внесен вклад в реализацию статьи 7 Орхусской Конвенции. Тем не менее, мы с сожалением отмечаем отсутствие серьезных намерений воплотить ее в жизнь, мы также хотим отметить нереализацию положений статьи 8.

Мы призываем стороны Орхусской Конвенции взять на себя ведущую роль в реализации участия общественности на стратегическом уровне. Мы предлагаем создать специальную рабочую группу.

7. Наращивание потенциала

Мы приветствуем мероприятия по наращиванию потенциала предпринятые и поддержанные Сторонами и Секретариатом Конвенции.

Обзор выполнения Конвенции показал, что необходимо дальнейшее развитие потенциала. В частности, в следующих сферах:
- трансформация Орхусской Конвенции в законодательства стран;
- тренинги для работников судопроизводства;
- тренинги для государственных служащих;
- повышение уровня информированности населения;
- развитие НПО и гражданского общества.

8. Протокол о РВПЗ

Мы призываем тех, кто подписал Протокол РВПЗ, ратифицировать Протокол в течение следующих двух лет.

Мы считаем важным следовать механизму и процедурам Соблюдения Орхусской Конвенции при разработке собственных процедур Соблюдения.

9. Будущее процесса

Мы одобряем работу Секретариата Конвенции и призываем Стороны продолжить необходимую поддержку Секретариата.

Мы настаиваем на том, чтобы Орхусский процесс и впредь оставался таким же открытым и доступным, как до сих пор. Мы призываем Стороны прекратить практику закрытых многосторонних сессий. Это не соответствует духу Конвенции.

Мы благодарны правительствам, которые поддержали участие представителей гражданского общества и НПО в процессах Орхусской Конвенции, особенно нынешнюю подготовительную встречу НПО. Мы надеемся, что и в будущем правительства продолжат поддержку участия НПО в этом процессе.

Алматы 24 мая 2005

На первую страницу Орхусской конвенции

Справочные разделы

  Правовая библиотека

  Библиотека прецедентов защиты экологических прав

"Права человека, экология и гражданское общество"
Материалы научно-практической конференции, 3-4 июня 2005 г., Московская область

О проекте

Международные процессы

Орхусская конвенция

Сайт МСоЭС:

Сайт МСоЭС

Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека


При поддержке

Российский региональный экологический центр

РОО «Открытая Россия»


Обмен баннерами