Международный Социально-экологический Союз
Международный Социально-экологический Союз Правовое образование населения и
право граждан на благоприятную окружающую среду
 

Горячие кампании

Природа дороже нефти
Сахалин - "Зелёная
  волна"

За Катунь без плотин
За создание агентства
   по ООПТ

Спасти Дунайский
   заповедник

Экологизация Лесного
   кодекса

Экоправо-периодика

Журнал "ЭкоПраво"
Право-Природе
Экология и права
   человека

Другие периодические
   издания МСоЭС

Сообщения от представителей общественности – как сообщить о проблемах с соблюдением Орхусской конвенции

Настоящий информационный листок был составлен Комитетом по соблюдению для того, чтобы представители общественности, желающие сообщить Комитету о проблемах с соблюдением Орхусской Конвенции в странах, являющихся сторонами этой Конвенции, могли связаться с Комитетом. Документ будет обновляться по мере того, как Комитет будет накапливать опыт и усовершенствовать свои процедуры.

Решение I/7 Совещания сторон является официальной правовой основой для механизма соответствия. Любые дополнительные процедуры, обозначенные в настоящем документе, были введены из соображений практичности и являются условными.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  • Комитет по соблюдению будет рассматривать только те сообщения от граждан, которые будут представлены после 23 октября 2003 года, поскольку, начиная с этой даты, вступят в силу механизмы соблюдения в отношении сообщений от общественности. Сообщения могут касаться фактов, имевших место и до этой даты, но не должны относиться к проблемам, которые уже решены или более не актуальны по каким-либо другим причинам.

  • Правовые обязательства по Конвенции несут только Стороны Конвенции и, следовательно, вопросы соблюдения возникают только в отношении Сторон. Подписанты и другие страны, не являющиеся сторонами Конвенции, не несут правовых обязательств по Конвенции, и любые жалобы в отношении степени применения ими Конвенции или в отношении их несоблюдения Конвенции выходят за рамки компетенции Комитета по соблюдению.

  • Кроме исходной информации, сообщения (жалобы) должны касаться только действий, бездействия, событий или ситуаций, которые имели место тогда, когда соответствующее государство взяло на себя юридические обязательства по Конвенции, то есть после того, как оно стало Стороной Конвенции.

  • При рассмотрении любых сообщений общественности Комитет по соблюдению будет принимать во внимание степень доступности местных средств правовой защиты (то есть процессов рассмотрения или апелляции) лицу, подавшему жалобу, за исключением случаев, когда предоставление таких средств правовой защиты необоснованно задерживалось или было неадекватным. До подачи жалобы в Комитет представитель общественности должен решить, сможет ли проблема быть решена посредством использования подобных механизмов апелляции.

Сообщения, направляемые в Комитет, могут касаться либо общей неспособности Стороны принять необходимые законодательные, регулирующие и другие меры для выполнения Конвенции; конкретных недостатков принятых мер; либо (учитывая пункт, касающийся внутренних средств защиты) конкретных примеров нарушения в свете Конвенции прав какого-либо лица; либо сочетания всего вышеперечисленного.

Введение

В последние годы среди международных договорных органов наметилась тенденция разработки механизмов выявления и рассмотрения проблем, связанных с выполнением соглашений на ранних этапах, так как такой подход обеспечивает максимально полное достижение целей соглашения. Проблемы выполнения могут быть вызваны целым рядом факторов, например, институциональными, структурными, экономическими, культурными или историческими факторами.

На своем первом заседании основной орган Орхусской Конвенции, отвечающий за выработку политик, (Совещание Сторон) принял решение о рассмотрении соблюдения Конвенции, решение I/7, которое определило механизм соблюдения для Конвенции (Лукка, октябрь 2002 года). Основой для решения послужила Статья 15 Конвенции, которая требует от Совещания Сторон определить на основе консенсуса факультативные меры неконфронтационного, несудебного и консультативного характера для рассмотрения соблюдения положений настоящей Конвенции. Эти меры обеспечивают надлежащее участие общественности и могут включать возможность рассмотрения сообщений представителей общественности по вопросам, относящимся к настоящей Конвенции.

Решением I/7 был создан Комитет по соблюдению норм в качестве основного органа для рассмотрения жалоб, была определена структура и функции Комитета, а также процедуры рассмотрения вопросов соблюдения требований Конвенции. Комитет состоит из восьми членов, выступающих от своего имени и избираемых с учетом географического распределения членства и разнообразия опыта. Основная роль Комитета заключается в предоставлении отчетов и выработке рекомендаций для Совещания Сторон, на котором будут приниматься решения и предприниматься соответствующие меры. При определенных обстоятельствах Комитет может самостоятельно предпринимать определенные промежуточные меры при условии консультаций или с согласия вовлеченной Стороны.

Важным отличием механизма соблюдения Орхусской Конвенции является то, что он дает возможность простым гражданам подавать в Комитет сообщения, касающиеся случаев утверждаемого несоблюдения норм Конвенции, которые Комитет обязан рассмотреть. В международных экологических соглашениях достаточно необычным является факт предоставления гражданам или их объединениям права обращаться с жалобами о том, что государство - сторона Конвенции не выполняет своих обязательств. Однако это можно рассматривать как логическое следствие того факта, что Орхусская Конвенция, в отличие от других экологических конвенций , стремится гарантировать права граждан, а не только права Сторон по отношению друг к другу. В других областях международного права, в частности, в области прав человека, это устоявшийся и широко используемый механизм обеспечения соблюдения государствами основных прав человека, предусмотренных различными соглашениями. Таким образом, Комитет по соблюдению норм будет использовать опыт других международных природоохранных договоров и различных органов, занимающихся вопросами прав человека, в частности, опыт Комитета по правам человека.

Орхусская Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 года. Начиная с этой даты, все обязательства по Конвенции являются юридически обязательными для Сторон Конвенции. Ожидается, что механизм соблюдения, обогащенный вкладом простых граждан, послужит серьезным стимулом для Сторон в плане выполнения этих обязательств.

Более подробную информацию о Комитете по соблюдению и всю соответствующую документацию можно получить на веб сайте http://www.unece.org/env/pp/compliance.htm.
Более подробную информацию о Конвенции можно найти на веб сайте Конвенции: http://www.unece.org/env/pp.


Кто может подавать жалобы (сообщения)?

Любой представитель общественности, то есть любое физическое или юридическое лицо, может обратиться с жалобой в Комитет. Жалоба также может быть подана и неправительственной организацией, включая природоохранные организации или правозащитные организации. Не требуется, чтобы лицо, подающее жалобу, – далее по тексту “заявитель” – был гражданином соответствующего государства – стороны Конвенции, или, в случае организаций, находился на территории соответствующего государства – стороны Конвенции. (Если из контекста не следует иное, то термин ‘государство’ следует понимать также и как любую региональную экономическую интеграционную организацию, имеющую право стать стороной Конвенции в соответствии со статьей 19, такую как Европейское сообщество.)

Нет необходимости ни в том, чтобызаявителя представлял адвокат, ни в том, чтобы жалоба (сообщение) готовилась с помощью юристов. Однако, если заявитель может воспользоватьсяюридической поддержкой, это может повысить качество сообщения и, как следствие, облегчить работу Комитета.

В отношении каких стран могут подаваться жалобы (сообщения)?

Жалоба может подаваться в отношении государства, соответствующего двум условиям:

  • Во-первых, Конвенция должна иметь силу в данном государстве, то есть государство должно быть стороной Орхусской Конвенции. Список стран, которые ратифицировали, приняли, утвердили Конвенцию или присоединились к ней, можно найти по адресу: http://www.unece.org/env/pp/ctreaty.htm. Конвенция вступает в силу в государстве только на девяностый день после даты ратификации, принятия, утверждения или присоединения.

  • Во-вторых, государство - сторона Конвенции, не взяло отсрочку в отношении механизма соблюдения по рассмотрению сообщений (жалоб) от представителей общественности , касающихся несоблюдения этим государством положений Конвенции. Информация о государствах, которые воспользовались механизмом «отсрочки» рассмотрения Комитетом сообщений общественности в отношении соблюдения Конвенции, будет размещена на веб сайте Конвенции http://www.unece.org/env/pp/compliance.htm. На данный момент взявших отсрочку государств нет.

Когда можно подавать жалобы?

До 23 октября 2003 года никакие сообщения (жалобы) в Комитет подаваться не могут. После этой даты могут подаваться жалобы в отношении государств, которые были Сторонами Конвенции на 23 октября 2002 года (при условии, что они не воспользовались «отсрочкой»). Что касается других государств, то сообщения могут подаваться только через год или более после даты вступления Конвенции в силу для этой Стороны (годичный период отсрочки).

Пример: Государство X ратифицирует свой документ 1 июля 2003 года. Конвенция вступает в силу для этого государства через 90 дней, то есть 28 сентября 2003 года. Жалобы на эту Сторону могут подаваться, начиная с 28 сентября 2004 года.

Какого рода несоответствия могут касаться жалобы?

Жалобы могут касаться следующего:

  • Общая неспособность Стороны предпринять необходимые законодательные, регулирующие или другие (например, институциональные, бюджетные) меры, необходимые для реализации Конвенции, как того требует статья 3, параграф 1;
  • Законодательство, положения или другие меры реализации Конвенции, которые не соответствуют конкретным требованиям определенных положений Конвенции;
  • Конкретные события, действия, бездействие или ситуации, демонстрирующие неспособность государственных властей выполнить или обеспечить соблюдение Конвенции.

Каким формальным критериям должна соответствовать жалоба?

В соответствии с решением Конференции Сторон, Комитет не будет рассматривать жалобы (обращения) со следующими характеристиками (как это будет установлено Комитетом):
Анонимные.
Злоупотребление правом подачи подобных жалоб.
Явно необоснованные.
Несовместимые с Решением о рассмотрении соблюдения (решение I/7) Конвенции.
В отношении государства, не являющегося Стороной Конвенции.
В отношении Стороны, проведшей процедуру уклонения.

Критерии выполнения условий (b)-(d) еще предстоит определить официально. Комитет намерен предоставить дополнительную информацию о своем толковании этих условий по мере накопления практического опыта.

От Комитета также требуется принимать во внимание все доступные местные средства защиты, за исключением случаев, когда применение таких средств затягивается без всяких на то оснований или очевидно не обеспечивает эффективных или достаточных средств для исправления ситуации. Это означает, что, несмотря на то, что не существует строгого требования исчерпания всех внутренних средств правовой защиты, Комитет может принять решение не продолжать рассмотрение предмета сообщение, если посчитает, что заявитель в недостаточной мере исследовал возможности решения вопроса посредством национальных административных или судебных процедур рассмотрения. Тот факт, что местные средства правовой защиты были доступны и даже не затягивались безосновательно, но не были использованы в данном деле, сам по себе не мешает Комитету рассмотреть жалобу. Однако Комитет может решить отдать преимущество, при прочих равных условиях, той жалобе, по которой, как кажется, отсутствуютэффективные местные средства правовой защиты.

Вышеупомянутый годичный период отсрочки означает, что в течение первого года после вступления Конвенции в силу для государства – стороны Конвенции Комитет не рассматривает сообщения общественности в отношении этой Стороны. Это не означает, однако, что в течение этого периода Конвенция является для Стороны не обязательной. Предварительное мнение Комитета заключается в том, что нет никаких препятствий в плане рассмотрения жалоб, поданных после “периода отсрочки”, но в случаях возникновения значимых событий в течение первого года после вступления Конвенции в силу в этом государстве – стороне Конвенции.

Если сообщение касается определенного и конкретного случая предполагаемого несоблюдения, например, конкретного решения об отказе удовлетворить запрос о получении доступа к экологической информации, но значимые события, связанные с делом, имели место до вступления Конвенции в силу для этой Стороны, то велика вероятность того, что Комитет решит отклонить жалобу, поскольку на момент событий у государства не было юридических обязательств по Конвенции.

Кому должны направляться сообщения(жалобы) и как?

Сообщения(жалобы) должны быть адресованы Комитету, но должны направляться через секретариат по адресу, указанному в конце приложения к настоящему документу.
Рекомендуется направлять сообщения(жалобы) по электронной почте, предпочтительно в виде файловых приложений. Кроме того, подписанная копия (сообщения) жалобы вместе с подтверждающими материалами должна быть послана почтой или доставлена в секретариат другим способом.
Жалобы не должны направляться отдельным членам Комитета или Председателю Комитета, секретариат передаст жалобы членам Комитета.

Какую информацию следует включать в сообщение (жалобу)?

Форма сообщения (жалобы)
Жалобы в Комитет должны представляться в письменном виде, помимо этого никаких требований к форме не существует. Существует контрольный список информации, который будет в качестве руководства включен в качестве приложения к настоящему документу.
Сообщения(жалобы) должны быть как можно более краткими, следует избегать включения информации, которая не нужна для установления существа и природы случая предполагаемого несоблюдения. Если не представляется возможным сократить объем сообщения (жалобы) ввиду сложности и объема информации, необходимой для прояснения дела, настоятельно рекомендуется включить краткое (на двух – трех страницах) изложение основных фактов дела.

Информация об авторе сообщения(жалобы) – заявителе
Сообщение должно содержать основную информацию – имя и контактную информацию – о личности сообщающего лица, независимо от того,индивидуальное ли это лицо или организация. Если информация представляется зарегистрированной организацией, то сообщение (жалоба) должно быть подписано лицом, уполномоченным подписываться от имени организации. Если жалоба подается группой лиц, то должно быть определено контактное лицо, которое будет представлять группу, также должна быть указана персональная информация об этом лице. Комитет не будет рассматривать анонимные сообщения (жалобы).

Государство, к которому относится сообщение (жалоба)
В сообщении (жалобе) должна быть четко указана Сторона, чье соблюдение Конвенции является предметом сообщения сообщения(жалобы). Когда лицо желает привлечь внимание Комитета к тому, что он или она считает несоблюдением Конвенции одной или несколькими Сторонами, то в отношении каждой вовлеченной Стороны следует подавать отдельное сообщение (жалобу).

Факты утверждаемого несоблюдения Конвенции
В сообщении (жалобе) должны также приводиться, в хронологическом порядке факты, на которых основывается сообщение (жалоба). Должно быть указано, касается ли это общей ситуации несоблюдения соответствующей Стороной (например, проблема, касающаяся существующего законодательства в плане включения требований Конвенции в национальную правовую систему, или отсутствие подобного национального законодательства); или конкретной ситуации заявленного несоблюдения (например, отказ в доступе к экологической информации в конкретном случае, что противоречит Конвенции); или и то и другое.

Положения Конвенции, которые предположительно были нарушены
Сообщение (жалоба) должно содержать всю информацию, которая считается значимой для установления факта несоответствия, в нем должно быть четко указано, каким образом представленные факты демонстрируют ситуацию несоблюдения положений Конвенции. Конкретные положения Конвенции, которые предположительно были нарушены или относятся к данному случаю по какой-либо другой причине, должны быть установлены с максимально возможной точностью.

Местные и другие средства защиты
Сообщение (жалоба) должно указывать, были ли предприняты шаги, направленные на использование имеющихся в соответствующей стране средств правовой защиты, для получения удовлетворения по делу, которое является предметом сообщения (жалобы) (например, административное или судебное рассмотрение или процедуры обжалования, используемые органами государственной власти, судами, трибуналами, омбудсменами и т.д.), и если да, то какие шаги были предприняты, когда они были предприняты, и каков был результат. Если никаких шагов не предпринималось, то следует объяснить почему (например, потому что средств правовой защиты не было в наличии, или потому что они требовали слишком больших расходов). Если к средствам правовой защиты обращались в связи с делом, являющимся предметом сообщения (жалобы), или в ходе тесно связанного с сообщением дела, и обращалось лицо, отличное от заявителя, то это также должно быть указано в сообщении (жалобе).

Следует также отметить, представлялось ли дело для рассмотрения или урегулирования другими международными органами, и если да, то какие шаги были предприняты, и каковы были результаты.

Конфиденциальность
Если заявитель обеспокоен тем, что раскрытие информации, представленной в Комитет, может привести к каким-либо наказаниям, преследованиям или домогательствам в отношении заявителя, то он или она имеет право обратиться с просьбой о том, чтобы такая информация, включая любую информацию, касающуюся его или ее личности, сохранялась конфиденциальной. Комитет должен с уважением отнестись к любой подобной просьбе. Если какая-либо информация, содержащаяся в сообщении (жалобе), представляется Комитету конфиденциально, то это должно быть четко указано. Если же нет четкой просьбы о сохранении конфиденциальности, то вся информация, сообщенная Комитету, будет считаться публичной.

Заявитель, обращающийся с просьбой о сохранении конфиденциальности в отношении какой-либо представленной информации, может, если он или она того пожелает, пояснить, на каком основании возникла такая просьба, но это не является обязательным требованием. Следует помнить о том, что если требуется сохранять конфиденциальность в отношении слишком большого объема информации, то это может затруднить рассмотрение дела. Поэтому при том, что никто не должен ограничиваться в осуществлении этого права, его следует использовать только в случае необходимости.

Копии документов, имеющих отношение к делу
Копии всех документов, которые необходимы в качестве отправной информации, и которые имеют отношение к сообщению (жалобе), в особенности, любые законодательные и административные акты, касающиеся включения положений Конвенции в национальное законодательство соответствующего государства, должны представляться как дополнительные материалы для оказания содействия работе Комитета.

Языки
Сообщения могут представляться на любом из официальных языков Конвенции (на английском, французском или русском языках). На практике, если сообщение (жалоба) подается на английском языке, то это существенно ускоряет его рассмотрение, поскольку внутренним рабочим языком Комитета является английский язык, который, следовательно, является предпочтительным. Если документа, имеющего непосредственное отношение к предмету сообщения (жалобы), не существует на английском, французском или русском языках, то предпочтительнее перевести этот документ на английский язык и представить на обоих языках (оригинал и перевод). Перевод не требуется заверять официально, хотя в некоторых случаях это может быть предпочтительным.

Процедура доведения сообщения (жалобы) до сведения Комитета

Шаг 1 – Получение сообщения (жалобы)
Каждое получаемое секретариатом и адресованное Комитету по соблюдению норм сообщение (жалоба) регистрируется. Подтверждение о получении и регистрационный номер направляются заявителю. Если сообщение (жалоба) подается на языке, отличном от английского, то секретариат передает сообщение (жалобу) на перевод. Это замедляет процесс примерно на месяц или более.

Шаг 2 – Направление сообщений (жалоб) для дальнейшего рассмотрения
На основании раздела VII, приведенного выше, секретариат подтверждает, что вся необходимая информация представлена в сообщении (жалобе), и направляет сообщение (жалобу) со всеми вспомогательными документами членам Комитета. Если в сообщении (жалобе) отсутствует некоторая обязательная или существенная информация, секретариат может по своему усмотрению связаться с заявителем напрямую с предложением подать сообщение (жалобу) повторно, включив недостающие данные.

Шаг 3 – Определение допустимости
Сначала Комитет рассматривает допустимость сообщения (жалобы). Если не выполнен один или несколько формальных критериев допустимости (см. раздел V), Комитет либо отклонит сообщение (жалобу) (например, если сообщение (жалоба) представлено анонимно или является явно необоснованным), либо примет решение о том, что заявителю следует предоставить дополнительную возможность выполнить эти критерии (например, если не ясно, касается ли сообщение (жалоба) вопросов, входящих в сферу действия Конвенции). Если Комитет решает, что сообщение (жалоба) не соответствует формальным критериям, и что дело далее рассматриваться не будет, он соответствующим образом уведомляет об этом заявителя. Сообщение (жалоба), которое было определено как неприемлемое, обычно не доводится до сведения Стороны, о которой говорится в таком сообщении. Однако, если при определенных обстоятельствах Комитет решает, что имеются достаточные причины передать непринятое сообщение затронутой стороне, то, как правило, Комитет узнает мнение заявителя прежде, чем осуществить это.

Если Комитет считает, что выполнены все критерии допустимости рассмотрения, то он принимает предварительное решение о приемлемости сообщения (жалобы) и заводит ‘файл’. Затем сообщение (жалоба) доводится до сведения стороны, которая, по утверждению, не выполняет требования Конвенции. На этом этапе Комитет может, на основании предварительного рассмотрения вопроса, представленного в сообщении (жалобе), занять такую позицию или поднять такие вопросы, которые он считает уместными в сопроводительном письме стороне.

Секретариат направляет все документы, связанные с сообщением (жалобой), наряду с сопроводительным письмом национальному координатору по Орхусской Конвенции соответствующей стороны, копия направляется в Постоянную миссию стороны в Организации Объединенных Наций в Женеве.

Шаг 4 – Ответные действия стороны
Когда сторона получает письмо из секретариата, она должна как можно быстрее – но в любом случае в течение пяти месяцев – представить письменные объяснения или заявления, проясняющие вопрос, и описать ответные действия, которые могут быть предприняты в связи с данным вопросом. Сторона может также представить комментарии, касающиеся допустимости рассмотрения сообщения (жалобы). Если сторона оспаривает допустимость рассмотрения сообщения (жалобы), она должна в минимальные сроки – но опять же в течение пяти месяцев – проинформировать об этом Комитет.

Рассмотрение Комитетом

По получении ответа от соответствующей стороны Комитет сначала рассматривает комментарии, которые сторона может представить по вопросу допустимости рассмотрения сообщения (жалобы). Если доводы не достаточно убедительны для того, чтобы Комитет изменил свое предварительное мнение в отношении допустимости, Комитет подтверждает допустимость рассмотрения сообщения (жалобы) и переходит к рассмотрению сути дела. Если, в конце концов, Комитет убеждается, что сообщение (жалоба) является неприемлемой для рассмотрения, или что существуют определенные сомнения, то он аннулирует или приостанавливает свое предварительное решение и соответствующим образом уведомляет заявителя, предоставляя возможность для дальнейших комментариев и, если необходимо, запрашивает дополнительную информацию, которая позволит принять решение о допустимости.

Если в течение пяти месяцев с момента направления стороне сообщения (жалобы) от нее не поступает ответа, Комитет подтверждает приемлемость сообщения (жалобы) и рассматривает суть вопроса.

Если Комитет решает, что в совокупности сообщение (жалоба) и ответ стороны не дают Комитету достаточно информации для рассмотрения всех аспектов дела, Комитет может предпринять один или несколько следующих шагов:

  • Он может запросить дополнительную информацию у заявителя, у затрагиваемой стороны и из других источников;
  • С согласия соответствующей стороны Комитет может заняться сбором информации на территории этой стороны;
  • Он может прибегнуть к услугам экспертов и консультантов; и
  • В некоторых случаях может принять решение о проведении слушаний.

Когда Комитет обсуждает и устанавливает факты по делу, заседания открыты для публики. Соответствующая сторона, как и заявитель, уведомляется о времени и месте обсуждения дела, они имеют право участвовать в обсуждениях и высказывать свое мнение. В некоторых случаях, в зависимости от наличия ресурсов и выполнения применимяемых критериев выбора, представителям стороны и заявителю может быть предоставлена финансовая поддержка на покрытие расходов на проезд и проживание.

На основании информации, представленной Комитету сторонами или полученной другим образом, с учетом других уместных источников толкования Конвенции, знаний членов Комитета, Комитет определяет, действительно ли сторона, о которой говорится в сообщении (жалобе) не выполняла положения Конвенции. Обсуждения членами Комитета решения по обсуждаемому делу обычно закрыты для публики, в том числе для стороны и заявителя. Однако при некоторых обстоятельствах Комитет может решить провести и эту часть заседания публично, о чем стороны должным образом информируются.

Если Комитет приходит к выводу, что сторона не выполняет или не выполняла положения Конвенции, то далее он определяет, какие меры будут уместны в конкретном случае несоблюдения. Комитет принимает во внимание все элементы дела, включая причину и частоту несоблюдения, а также способность соответствующей стороны реализовать положения Конвенции и социально-экономические условия в данной стране.

Проект заключений, описание предлагаемых мер и, по возможности, проект рекомендаций Комитета направляются соответствующей стороне и заявителю. Далее и стороне и заявителю предоставляется возможность дать свои комментарии по проекту заключению, описанию предлагаемых мер и рекомендаций в течение определенного срока, Комитет принимает представленные комментарии к сведению при принятии окончательного решения по делу.

Меры, которые Комитет может предложить для урегулирования ситуации, включают:
(a) Предоставление консультаций и помощи стороне в плане реализации положений Конвенции,
(b) Подготовка рекомендаций для соответствующей стороны;
(c) Просьба, обращенная к стороне, представить Комитету стратегию, включая календарный план, достижения уровня соблюдения Конвенции и отчет о реализации этой стратегии;
(d) В случае конкретной ситуации несоблюдения дать рекомендации по конкретным мерам, направленным на урегулирование вопроса, о котором говорится в сообщении (жалобе);
(e) Принять заявление о несоблюдение;
(f) Вынести предупреждение.

После того как Комитет подготовил окончательные заключения по сообщению (жалобе), они доводятся до сведения стороны и заявителя. В любом случае все меры, предложенные Комитетом, должны утверждаться решением Совещания Сторон (см. ниже). Однако в случаях, когда Комитет полагает, что существует необходимость рассмотреть вопрос о соответствии в более срочном порядке, он может принять меры (a)-(d), описанные выше, не дожидаясь принятия решения Совещанием Сторон. Такие действия требуют консультаций с соответствующей стороной в отношении необходимости немедленного рассмотрения дела и в отношении предлагаемых мер. Комитет может предпринимать только меры, включенные в пункты (b)-(d), представленные выше, и только в согласовании с названной стороной.

От Комитета требуется представлять отчет для каждого очередного совещания Сторон. Среди прочего этот отчет должен содержать информацию об отдельных сообщениях, включая любые промежуточные меры, предлагаемые в ожидании рассмотрения вопроса Совещанием Сторон, а также меры, предлагаемые к принятию Конференцией Сторон. Комитет должен предпринять все усилия для того, чтобы этот отчет был принят путем консенсуса. Когда мнения разделяются, то должны быть отражены различные точки зрения членов Комитета.

Отчет Комитета является публичным документом и размещается на веб сайте Конвенции на английском, французском и русском языках. В настоящее время планируется, что очередные совещания сторон будут проходить раз в два или три года.

Рассмотрение Совещанием Сторон

Совещание Сторон принимает окончательное решение в отношении конкретных мер, нацеленных на обеспечение полного соблюдения Конвенции.

Совещание Сторон имеет широкие возможности для решения вопросов несоблюдения, единственным требованием является то, чтобы эти меры были неконфронтационного, несудебного и консультативного характера и соответствовали нормам международного права.

Решения Конференции Сторон сообщаются напрямую заинтересованным сторонам и предаются гласности. Последующие меры, определяемые Совещанием Сторон Совещание Сторон может принять решение о предоставлении Комитету мандата по мониторингу реализации, например, стратегии, направленной на достижение соблюдения и которую Сторона должна представить Комитету. В случае предоставления такого мандата Комитет, в свою очередь, отчитывается о его выполнении Совещанию Сторон.


Информация предоставлена Вадимом Ни,
опубликовано в бюллетене ООЮ Правовая инициатива

На первую страницу Орхусской конвенции

Справочные разделы

  Правовая библиотека

  Библиотека прецедентов защиты экологических прав

"Права человека, экология и гражданское общество"
Материалы научно-практической конференции, 3-4 июня 2005 г., Московская область

О проекте

Международные процессы

Орхусская конвенция

Сайт МСоЭС:

Сайт МСоЭС

Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека


При поддержке

Российский региональный экологический центр

РОО «Открытая Россия»


Обмен баннерами